СОБЫТИЯ


образовательные

научные производственные

КОНКУРСЫ


гранты стипендии премии награды

призы программы обмены студии

тренинги стажировки летние школы

ФОТОГАЛЕРЕИ


научно-образовательные и горнодобывающие центры Украины

КОНТАКТЫ


consultant_ua

ПРОГРАММЫ

ССЫЛКИ


:: Показать последние записи ::

Джеспилитовая комната: быть или не быть?

П.Н. Баранов

 

Культурные ценности мирового значения тесно связаны с эпохой, которая положила начало их созданию, с народом-творцом, с той исторической обстановкой, в которой они возникли. Будь то памятники зодчества, украшения, предметы культа, трудно переоценить значение природных богатств, которыми пользовались мастера при создании шедевров.

А.Е. Ферсман

Шедевры искусства бессмертны!

 

Отечественная горно-металлургическая отрасль имеет глубокие исторические корни. Испокон веков славились древнерусские умельцы, получавшие железо сыродутным способом (находки VII–IV вв. до н.э.). К концу XVII-го века запасы болотной железной руды, распространенной в нашем регионе повсеместно и лежавшей практически на поверхности земли, были отработаны. В XVIII-м веке были открыты новые крупные залежи джеспилитов или железистых кварцитов Криворожья, а в IXX-м веке результатом энергичной деятельности А.Н. Поля (геологические исследования, создание акционерного общества для разработки рудных месторождений, ходатайство о проекте железной дороги и т.п.) явилось промышленное возрождение целого края. Вот уже более трех веков благодаря этому камню живет и развивается металлургическая промышленность юга Украины. В конце XX-го века отдельные разновидности джеспилита были описаны как камнесамоцветное сырье. В современном законодательстве Украины джеспилит отнесен к полудрагоценным камням второго порядка.

 

Геммологический центр Национального горного университета на протяжении многих лет занимается фундаментальными исследованиями камнесамоцветного сырья Украины:
- изучение вещественного состава;
- выявление закономерностей распределения самоцветов в геологических комплексах;
- дизайн природного камня;
- создание основ художественной обработки;
- стоимостная и художественная оценка самоцветов.

 

Одним из приоритетных направлений является всестороннее изучение джеспилита – судьбоносного камня для региона и Украины в целом. Джеспилиты (jaspilites от англ. jasper – яшма) – это древнейшие метаморфизованные железисто-кремнистые образования литосферы Земли, сформировавшиеся во временном интервале 3,4–1,8 млрд лет назад. Характерной особенностью этих пород является полосчатый облик и обязательное наличие в их составе чередующихся существенно кремнистых (кварцевых или халцедоновых) и железорудных (магнетитовых, гематитовых, сидеритовых) слоев. Складчатый пояс железорудных формаций в Криворожском и Кременчугском рудных районах прослеживается с юга на север узкой полосой шириной до 7 км на общем протяжении 210 км. В Белозерском железорудном районе подобный пояс прослеживается в субмеридиональном направлении длиной 65 км при ширине до 20 км.

 

Размер джеспилитовых массивов в природном залегании определяется десятками квадратных километров. Однако после буровзрывных работ размер отдельных блоков составляет первые метры и меньше. Для изготовления декоративно-художественных изделий обычно используют обломки размером 30 см и менее. Форма блоков, обломков джеспилита обычно неправильная, чаще остроугольная. Джеспилит – горная порода, и его твердость определяется твердостью составляющих его минералов: кварц (7 по Моосу), магнетит, гематит, железная слюдка (5,5–6 по Моосу). Природные трещины в джеспилите, как правило, выполнены вторичными минералами (кварц – белый, розовый, серый; магнетит, гематит, железная слюдка). Трещины, выполненные кварцем, не нарушают целостность образца и способны выдерживать существенные механические нагрузки. Цветовая гамма джеспилита включает в себя хроматические (красные, желтые, оранжевые, синие) и ахроматические цвета. Красный спектр представлен темно-коричневыми, коричневыми, красными, ярко-красными разновидностями кварца с многочисленными включениями гематита. Цвет джеспилита в данном случае определяется размером включений гематита в кварце, а также валентностью железа, т.е. чем больше степень окисления, тем насыщеннее цвет

 

Анализ встречаемости цветов и оттенков джеспилита, а также минералов, их обусловливающих, позволил установить следующие минерально-цветовые парагенетические ассоциации:
- красный кварц с включениями гематита + серый железослюдково-магнетитовый агрегат с сильным металлическим блеском;
- красный кварц с включениями гематита + коричневый кварц с включениями гематита + молочно-белый кварц + железослюдково-магнетитовый агрегат с сильным металлическим блеском + темно-серый кварц с включениями магнетита;
- красный кварц с включениями гематита + коричневый кварц с включениями гематита + серый железослюдково-магнетитовый агрегат с сильным металлическим блеском + темно-серый с синим переливом кварц (соколиный глаз);
- красный кварц с включениями гематита + желтый кварц с включениями гётита + темно-серый с синим переливом кварц (соколиный глаз) + серый железослюдково-магнетитовый агрегат с металлическим блеском;
- темно-коричневый кварц с включениями гематита и магнетита + серый железослюдково-магнетитовый агрегат с сильным металлическим блеском + темно-серый кварц с включениями магнетита;
- оранжевый кварц-гематитовый агрегат + серый железослюдково-магнетитовый агрегат с сильным металлическим цветом;
- желтый кварц с включениями гетита + серый железослюдково-магнетитовый агрегат с сильным металлическим блеском;
- желтый кварц с включениями рибекита и куммингтонита и эффектом тигрового глаза + серый железослюдково-магнетитовый агрегат сильным металлическим блеском;
- желтый халцедон с включениями гидрогётита + светло-серый халцедон;
- светло-серый кварц с эффектом кошачьего глаза гётитизированный куммингтонит + серый железослюдково-магнетитовый агрегат с металлическим блеском;
- темно-синий амфибол-кварцевый агрегат с эффектом соколиного глаза;
- серый железослюдково-магнетитовый агрегат с сильным металлическим блеском + темно-серый кварц со стеклянным блеском.
Приведенный перечень цветовых парагенезисов является неполным и может быть расширен по мере изучения этого вида сырья.

 

Текстурный рисунок - свойство, которое выгодно отличает джеспилит от других камней. Из всего многообразия условно можно выделить 5 его разновидностей.

1. Параллельно-полосчатый рисунок характеризуется параллельно расположенными полосами, отличающимися цветом, минеральным составом и структурой. По ширине полос выделяют широко- и тонкополосчатые разновидности с равномерным и неравномерным чередованием слоев, прослоев. По расположению полос различают параллельно-полосчатые, косослоистые, прерывисто-полосчатые рисунки.

2. Волнисто-полосчатый рисунок характеризуется волноподобными поверхностями полос, среди которых выделяются широкополосчатые и тонкополосчатые разновидности. Текстура четко- и неяснополосчатая с участками будинирования. Эта разновидность, как правило, декорирована мелкой трещиноватостью, выполненной вторичным магнетитом, гематитом.

3. Плойчатый рисунок – разновидность параллельно-полосчатых и волнисто-полосчатых джеспилитов, подвергнутых сильным деформациям. Эти разновидности содержат большое количество природных трещин, сдвигов, смещений, разрывов, выполненных кварцем, магнетитом, гематитом, железной слюдкой.

4. Брекчиевый рисунок обусловлен наличием пород различного состава, разбитых на обломки и сцементированных кремнистым, иногда кремнисто-карбонатным материалом. Обломки пород различны не только по составу, но и по форме (округлые, остроугольные), размеру и цвету (темно-серые, серые, серые с серебристым блеском, темно-бордовые, красные, ярко-красные). Характерной особенностью этой разновидности является динамика, движение, направленность текстурного рисунка.

5. Пейзажный рисунок представлен контактом двух пород: джеспилитов с кварцем или сланцами. Декоративность этой разновидности определяется контрастом цветов, резким контактом, залеченными природными трещинами и результатом воздействия вторичных процессов на контакте двух пород.

 

Такой показатель качества, как оптимальное расстояние для обозрения, для джеспилита меньше по сравнению с яркоокрашенными камнями. При наблюдении с расстояния 1,5 и более метров джеспилит воспринимается темно-серым. Усиливает его цвет и выразительность (контраст) прямой свет. Следует также отметить, что окраска джеспилита различна при дневном и искусственном освещении. В первом случае все цветовые компоненты являются более насыщенными и выглядят сочнее. На кафедре геммологии собрана уникальная коллекция, насчитывающая порядка сотни экземпляров и отражающая разнообразие декоративных свойств джеспилитов Украины. Она служит базовым материалом для научных исследований и используется студентами и преподавателями в учебном процессе. Создана коллекция изделий из джеспилита (более 20 изделий), включающая все виды изделий (тела вращения, изделия с плоскими поверхностями, мозаика, художественная резьба, гладкая огранка) и демонстрирующая красоту этого камня и возможности его использования в декоративно-прикладном искусстве. Результаты изучения джеспилитов легли в основу закона объемных рисунков, который позволяет прогнозировать количество объемных текстурных рисунков в изделиях из полосчатого джеспилита, а также создать атлас текстур как справочное пособие в работе дизайнеров, архитекторов и ювелиров. Ведется подготовка к изданию второго тома серии «Самоцветы Украины» полностью посвященного джеспилиту. Здесь будет отражена информация о геологическом строении железорудных месторождений Украины, приведена минерало-петрографическая характеристика декоративных разновидностей джеспилита и изделия из них.

 

В 2004 г. аспирантом кафедры Шевченко С.В. защищена диссертация на соискание научной степени кандидата геологических наук на тему «Геммолого-экономическая оценка, требования и критерии качества декоративных джеспилитов Горишнеплавнинского железорудного месторождения Украинского щита». В работе впервые дана геммологическая оценка джеспилитам Горишнеплавнинского железорудного месторождения, которая позволила интерпретировать краснополосчатые гематит-магнетитовые джеспилиты как важный экономический объект и ценное камнесамоцветное сырье, а также выделить их декоративные разновидности. Выявлена закономерная взаимосвязь между геммологическими характеристиками и стоимостью декоративных джеспилитов, которая заключается в том, что приближение формы образца к изометричной, повышение яркости и разнообразия цветовой гаммы, рост величины красноцветных текстурных элементов, увеличение контрастности текстурного рисунка, снижение количества дефектов вызывают пропорциональный рост ценности самоцвета в денежном выражении. Разработаны критерии оценки качества джеспилитов: размеры и форма образцов; трещиноватость; разновидность текстуры, контрастность рисунка, цвет и мощность текстурных элементов, их выдержанность по простиранию. Они определяют сортность сырья и ассортимент продукции, другими словами, возможность создания предметов искусства и осуществления коммерческих проектов. Определена область применения декоративных разновидностей джеспилита в камнеобрабатывающей и ювелирной промышленности: галтовка, огранка, плитка для мозаики, изделия в форме тел вращения и с плоскими поверхностями, художественная резьба, а также авторские работы. Заведующий кафедрой геммологии Национального горного университета профессор Баранов П.Н. вынес на обсуждение идею создания «Джеспилитовой комнаты» – памятника искусства, который может стать в один ряд с Малахитовым залом Эрмитажа России. Благодаря поддержке руководства Национального горного университета и финансированию со стороны Днепропетровской облгосадминистрации, в 2001–2003 гг. были разработаны пять художественных проектов:

 

Проект «Каменный цветк». Автор Хвыля И.К. Компьютерный дизайн: А. Марчук, А. Полищук1. «Каменный цветок», автор – кандидат архитектуры, доцент кафедры дизайна Днепропетровского национального университета Хвыля И.К., компьютерная графика – студенты Национального горного университета А. Марчук и А. Полищук. Проект выполнен в стиле модерн. Идея проекта – показать возможности использования джеспилита при оформлении интерьера представительского класса, в композицию которого включен и музейно-выставочный комплекс, где демонстрируются декоративно-художественные и ювелирные изделия из джеспилита. Объемно-планировочное решение интерьера представляет собой пространственную конструкцию гранной оболочки. Геометрическая форма задана системой регулярных многогранников (кубооктаэдров), которые объединены центральной круговой колоннадой, увенчанной куполом. В центральном подкупольном пространстве располагается зона представительского класса, выполненная в виде ротонды, поднятой над уровнем пола на 0,75 м. К ротонде с двух сторон ведут веерные ступени. Вокруг центральной ротонды располагаются четыре пространства – емкости для экспонатов, образованные выступами оболочек. Музейно-выставочная зона и зона представительского класса разделены круговой колоннадой центрального подкупольного пространства. Находясь в ротонде, можно наблюдать всю площадь экспозиции. Образное решение интерьера основано на символике кристаллической формы – оболочки. Внутреннее интерьерное пространство, структурированное гранными формами кубооктаэдров, ассоциируется с формами кристаллов.

 

Проект «Кантата о камне». Автор Буряк И.Н. Компьютерный дизайн: А. Марчук, В. Карманов2. «Кантата о камне», автор – старший преподаватель кафедры геммологии Национального горного университета Буряк И.Н., компьютерная графика – студент А. Марчук. Проект выполнен в классическом стиле. Открывает проект вход «Врата», представленный джеспилитовыми дверьми с позолотой. Пол сложен римской мозаикой, выполненной из полосчатого джеспилита, темного серпентинита и эпидозитов светлых тонов. Плоскость глухих стен разбита на парные пилястры, облицованные джеспилитом методом русской мозаики. В арочном проеме на плоскости стены расположена объемная сюжетная мозаика – панорама города, на противоположной стене в картушах представлены портреты видных людей города, региона и страны. По периметру верха расположен фриз с изображением сюжетов из истории развития горной и металлургической промышленности в регионе. Слева у входа расположен камин. Вазы из джеспилита декорируют углы. По обе стороны от входа расположены витрины в виде шестигранных призм с изделиями из самоцветов Украины. Доминантным материалом в оформлении является джеспилит, который и дает основное направление сочетанию цветов. От природы окрашенный в темные бордовые тона со всей растяжкой серо-стального и черного, он несет в себе некоторую тяжесть (мрачноватость). При внесении позолоты помещение становится торжественным и парадным – таково их психологическое воздействие. Характер цветовой гаммы иных самоцветов дополняет трио бордового, черного и золотого и создает гармоничное единство, а главное, акцентирует внимание на таком оригинальном камне, как джеспилит. Джеспилитовая палата является своеобразной торжественной песней камню – кантатой о камне.

 

Проект «Джеспилитовая готика». Автор Колоколов Ю.В. Компьютерный дизайн: Карманоа В.Е.3. «Джеспилитовая готика», автор – архитектор Колоколов Ю.В., компьютерная графика – инженер кафедры геммологии Карманов В.Е. Проект выполнен в готическом стиле. Джеспилит – по цвету и структуре строгий и внутренне сдержанный материал, поэтому готика в полной мере подходит для раскрытия его декоративных и пластических возможностей. Интерьер создается несколькими архитектурными приемами: а – арочным решением пространства зала; б – искусственным освещением, интересно выявляющим сложные геометрические поверхности; в – применением зеркал для визуального увеличения пространства; г – устройством каскадных фонтанов – для внесения в интерьер движения и оживления энергией воды. Так как «Джеспилитовую комнату» планируется разместить в одном зале, автором задается целенаправленное движение человекопотока. Отсюда, появление центральной колонны, вокруг которой и будет проходить ознакомление с экспозицией. Эта колонна является доминантой данного интерьера. В плане она является восьмиугольником и от нее отходят ребра – нервюры, постепенно переходящие в арки, оканчивающиеся на противоположной стене и переходящие в пилоны. На каждой грани центральной колонны врезаются ниши в виде стрельчатых окон, и каждое из них является витриной для экспозиции изделий из джеспилита. Он также применяется для отделки нервюр, боковой и внешней отделки стрельчатых окон, пристенных шкафов, запроектированных в виде стрельчатых окон, а также фрагментов пола, панелей, элементов светильников, бра, люстр, каскадных фонтанов, мелких отделочных фрагментов, решеток и т.п. Поверхность пола разбита на сектора, имеющие восходящий и нисходящий уровни. Каждый сектор имеет индивидуальное освещение, которое срабатывает при входе и тут же гаснет при выходе из сектора. По замыслу автора это внесет оживление в освещение интерьера. Полы имеют разные уровни и облицовываются керамической плиткой. Основные объемные элементы выполнены из металлического каркаса, облицованного гипсокартонными плитами. Стены красятся в белый цвет, что подчеркивает и выявляет фактуру джеспилита.

 

Проект «Зал каменный». Автор Лузанов П.Н. Компьютерный дизайн: Карманов В.Е.4. «Зал каменный», автор – старший преподаватель кафедры геммологии Национального горного университета Лузанов П.М., компьютерная графика – инженер кафедры геммологии Карманов В.Е. Проект выполнен в готическом стиле и демонстрирует сырьевые и технологические возможности использования крупногабаритных изделий из джеспилита в интерьере. Зал имеет внушительную площадь и лишен природного освещения. Для освещения используются настенные бра, потолочные люстры из стекла и камня, точечные светильники внутри шкафов и освещенные изнутри витражи, создающие иллюзию дополнительного объема. Общий зал условно разделен на три зоны низкими коваными решетками. Первая, и самая большая зона является демонстрационной. В ней расположены шкафы с изделиями сувенирного и прикладного характера. Шкафы, выполненные из дуба, освещены изнутри точечными светильниками. На двух столиках, инкрустированных природным камнем, находятся крупные декоративные вазы из камня. В середине этой зоны расположены три фонтана из джеспилита. Пол этой части зала выполнен эпидозитовой плиткой. Вторая зона параллельна первой. Поверхность пола этой зоны выше на 12–15 см и выложена плиткой из серпентинита. В интерьер входит стол с мозаичной столешницей, стулья с высокими резными спинками, камин и цветные витражи, подчеркивающие средневековую архитектуру помещения. На последней – самой малой – площади зала расположен шкаф-витрина с ювелирными изделиями из украинских самоцветов и образцами коллекционных камней.

 

Проект «История в камне». Автор Кашия Д.О. Компьютеный дизайн: Никитенко И.С.5. «История в камне», автор – студентка архитектурного факультета Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры Кашия Д., компьютерная графика – студент Никитенко И. Проект выполнен в стиле модерн с элементами классицизма. В основу создания проекта «Джеспилитовой комнаты» положена история развития Днепропетровского региона с момента открытия А.Н. Полем криворожских джеспилитов – богатых залежей железной руды. Идея состоит в том, чтобы показать становление края с помощью декоративных разновидностей джеспилита, а также других самоцветов, которыми богаты недра Днепропетровщины. На полу комнаты изображена карта-схема Криворожского железорудного бассейна, выполненная из полудрагоценных камней. Месторасположение мозаики не случайно, т.к. ее задача – подчеркнуть роль минеральных запасов Днепропетровщины как основу дальнейшего развития и ввести зрителя в мир комнаты. Направление Криворожско-Кременчугской железорудной синклинали, выполненной на полу из джеспилита, ведет взгляд зрителя к стене экспозиции, посвященной А.Н. Полю. Выступающая из стены глыба джеспилита (продолжение синклинали) символизирует его заслуги в экономическом развитии края. От глыбы начинается символическая Екатерининская железная дорога, соединившая руды Криворожья и уголь Донбасса – еще одно достижение деятельности А.Н. Поля. Медная решетка (четкого или хаотического рисунка), приставленная к стенам, привносит в комнату атмосферу горных глубин. Слева на стене расположено панно с символическим изображением ландшафта города Днепропетровска: река Днепр и три холма, а также проходящая через них Екатерининская железная дорога. Художественные приемы – шлифовка камня в сочетании с медной сеткой – подчеркивают натуральный текстурный рисунок самоцветов. Справа представлена современность нашего региона – выросший на трех холмах крупный промышленный центр, изображенный с помощью медного стеллажа с видами достопримечательностей города Днепропетровска. Стеллаж украшают джеспилитовые изделия, раскрывающие природную красоту этого камня. Вся комната представляет собой замкнутое экспозиционное пространство, по мере движения в котором раскрывается историческая сущность проекта.

 

Воплощение в жизнь идеи о «Джеспилитовой комнате» даст мощный импульс к возрождению всей отечественной камнеобрабатывающей отрасли, внедрению новых технологий обработки камня и утверждению национальных традиций в этой области искусства.
 

:: Архив аналитик ::

Сделать стартовой
Добавить в избранное
Поиск по порталу
Поиск по заглавиям, описаниям, ключевым словам страниц
Поиск по заглавиям, описаниям, ключевым словам и телу страниц
Новости

2023-12-02
Вес современных военных бронежилетов
Вес современных военных бронежилетов может существенно различаться, как и их стоимость, в зависимости от нескольких факторов. Вес бронежилета, используемого военнослужащими, колеблется от 9 до 25 кг в зависимости от конкретной модели и цели его использования.

Аналитика

Вышивка на одежде и на футболкахГолд Нидл
Вышивка на одежде и на футболках
Вышиваем на футболках и другой одежде логотипы, шевроны, трезубец, товарные знаки и подобное. Процесс вышивки на ткани, коже и мехе максимально компьютеризирован. Машина вышивальная обеспечивает быстрое и качественное нанесение нужного рисунка на поверхность. Есть программирование различных рисунков, нарисованных в специальных программах с указанием цвета нити. Что дает возможность вышивать эксклюзивные рисунки.

Ответы на Ваши вопросы
Будьте в курсе всех новинок портала
Подпишитесь на рассылку
E-mail:
  Подписаться
Сообщить о неточностях
на сайте