ПАРТНЕРЫ Горнодобывающие предприятия Учебные заведения Общественные организации Научно-исследовательские институты СОТРУДНИЧЕСТВО Информационное Исследовательское Журналы Учебники Стационарные машины Проектирование горных предприятий Горные машины Единые правила безопасности Методы исследования и моделирования горных работ Механика горных пород Горнорудные справочники Аэрология и вентиляция Процессы подземных горных работ Буровзрывные работы Проведение и крепление выработок Технологии подземной разработки месторождений Методички Авторефераты

СОБЫТИЯ


образовательные

научные производственные

КОНКУРСЫ


гранты стипендии премии награды

призы программы обмены студии

тренинги стажировки летние школы

ФОТОГАЛЕРЕИ


научно-образовательные и горнодобывающие центры Украины

КОНТАКТЫ


consultant_ua


ПРОГРАММЫ

ССЫЛКИ


Главная   

Образовательно-научно-производственный портал «Рудана»

Учебники

Учебные пособия

автор: Олег Хоменко

Учебное пособие – книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных ее уровнях, так и для самостоятельного обучения. Учебники составляются с учетом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб. Развитие идеи учебника привело к созданию новых его форм, не имеющих воплощения в виде книги. Примером могут служить учебники на основе технологии HTML, вики-учебник, аудио-учебник и др.

 

Учебники, то есть учебные тексты, используемые для целенаправленного обучения, существуют с незапамятных времен; их история насчитывает несколько тысячелетий. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные дощечки. В античном мире было создано большое количество учебников, и традиция их написания сохранилась в средневековой Европе. Например, «Commentarium grammaticorum libri XVII» Присциана (V век) находил применение в XII–XIII веках, а учебник грамматики Доната (VI век) во Франции и Германии учили наизусть еще десять столетий спустя. В средние века в качестве учебников зачастую использовались тексты Священного Писания, в том числе Псалтырь и Часослов. Одним из первых учебников, приближённых к современному образцу, был «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Коменского, изданный в 1658 г. Именно этот великий педагог предложил рассматривать учебник в качестве инструмента массового образования.

 

Первый учебник в России (азбука) был напечатан Иваном Федоровым в 1574 г. Во второй половине XVII века лишь Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было доступно для разных слоев населения (буквари стоили, например, одну копейку). «Родное слово» К.Д. Ушинского, впервые вышедшее в свет в 1864 г., выдержало 146 изданий. В СССР содержанию образования, а, следовательно, и содержанию учебников, придавалось очень большое значение. Период с 1917 по 1933 г. можно назвать временем педагогических экспериментов. В эти годы в стране издавалось множество учебников с различными методическими и содержательными уклонами. Однако в 1934 г. ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли постановление об унификации учебной литературы, и всё многообразие учебников было сведено к единственному варианту по каждой учебной дисциплине. Процессом создания новых учебников занимались Министерство просвещения и Академия педагогических наук. Единственным издательством, имевшим право выпускать учебную литературу в РСФСР, был «Учпедгиз», впоследствии переименованный в «Просвещение». Каждый школьный учебник был рассчитан на эксплуатацию в течение 4–5 лет; учебники для вузов, вероятно, служили еще дольше. Единая система учебников действовала на всем пространстве Советского Союза; впрочем, для школ с неродным русским языком разрабатывались специальные учебники. Адаптированная литература выпускалась и для лиц с нарушениями здоровья.

 

С распадом СССР в начале 1990-х гг. в системе образования произошли существенные изменения. Было принято решение об отмене единой системы учебников; по каждому предмету для каждого уровня образования могло быть выпущено несколько версий. Демонополизация рынка учебного книгоиздания привела к появлению множества издательских домов, специализирующихся на образовательной литературе. Государство осуществляет контроль качества учебников. На основе экспертизы учебнику присваивается гриф «Рекомендовано» или «Допущено», и только в этом случае он может использоваться в школе или высшем учебном заведении. Учебники, имеющие гриф, составляют Федеральный перечень, который обновляется каждый год. До недавнего времени оценкой учебников занимался Федеральный экспертный совет (ФЭС); теперь эта функция частично передана Российской Академии Наук. Контролем качества учебников занимается также Департамент государственной политики в сфере образования.

 

В настоящее время в образовательной среде обсуждается вопрос об ограничении плюрализма школьных учебников: их стало слишком много, и учителям зачастую трудно выбрать подходящий вариант из десятка имеющихся. Выдвигаются предложения сократить число версий до трех (по каждому предмету, для каждого класса). Плюрализм или унификация учебников во много зависит от типа образовательной системы. Например, во Франции эта система централизована, как и в России, поэтому разнообразие учебников там не слишком велико. В США, напротив, система образования децентрализована, поэтому каждый штат выпускает свои учебники. Этим заведуют специальные департаменты в управлении штатом. В процесс создания учебников нередко вмешивается общественность (например, родители школьников или представители общественных движений – феминистических, экологических и пр.).

 


 

Буровзрывные работы

Аэрология и ветиляция

Геология

Горная графическая документация

Горные машины

Единые правила безопасности

Закладка и закладочные комплексы

Методы исследования и моделирования горных работ

Механика горных пород

Проведение и крепление горных выработок

Проектироваение горных предприятий

Процессы подземных горных работ

Рудничный транспорт

Горнорудные справочники

Стационарные машины

Технологии подземной разработки месторождений

Управление состоянием массивом и крепление горных выработок

 


 

Что? Где? Когда?

Сделать стартовой
Добавить в избранное
Поиск по порталу
Поиск по заглавиям, описаниям, ключевым словам страниц
Поиск по заглавиям, описаниям, ключевым словам и телу страниц
Новости

2018-10-09
Штекерные устройства для газо-взрывозащиты и пылевзрывозащиты
Проектировщикам систем освещения, дизайнерам-светотехникам, просто дизайнерам, электрикам, монтажникам, инсталяторам систем автоматизации, а также специалистам служб внутренних коммуникаций домов, зданий и заведений. Конечно самый главный вопрос - применение штекерного устройства и электромонтаж для систем освещения.

Аналитика

А. Кокшаров
Урановая лихорадка
Потребление урана в ближайшие десятилетия будет быстро расти. Чтобы обеспечить долгосрочные потребности АЭС, горнорудные компании активно борются за контроль над запасами сырья. Начало 2010 года ознаменовалось громкими событиями в урановой отрасли. Китайская компания CNNC, специализирующаяся на атомной энергетике, в конце января объявила о покупке 37-процентной доли в проекте разработки урановой руды в Нигере. А спустя неделю она сообщила о приобретении канадской компании Khan Resources, разрабатывающей урановые месторождения в Монголии (обойдя, таким образом, российскую «Атомредметзолото»). В Нигере начала крупный проект французская Areva (в добычу урановой руды будет вложено 1,5 млрд долларов).

Ответы на Ваши вопросы
Будьте в курсе всех новинок портала
Подпишитесь на рассылку
E-mail:
  Подписаться
Сообщить о неточностях
на сайте