Главная | Новости | Аналитика | Служба поддержки | Контакты | О нас

ПАРТНЕРЫ Научно-исследовательские институты Горнодобывающие предприятия Учебные заведения Общественные организации СОТРУДНИЧЕСТВО Информационное Учебники Проектирование горных предприятий Горнорудные справочники Методы исследования и моделирования горных работ Горные машины Механика горных пород Буровзрывные работы Процессы подземных горных работ Единые правила безопасности Рудничный транспорт Проведение и крепление выработок Аэрология и вентиляция Технологии подземной разработки месторождений Стационарные машины Методички Журналы Исследовательское Авторефераты

СОБЫТИЯ


образовательные

научные производственные

КОНКУРСЫ


гранты стипендии премии награды

призы программы обмены студии

тренинги стажировки летние школы

ФОТОГАЛЕРЕИ


научно-образовательные и горнодобывающие центры Украины

КОНТАКТЫ


koordinator_rudana
analitik_rudana
tehnolog_rudana
consultant_ua
gemmolog_rudana
innovacii_rudana
filolog_rudana
secretar_rudana


ПРОГРАММЫ

ССЫЛКИ


??????-??????????????? ????? «???????????? ?????????????? ??????: ????????, ???????, ?????»

?????????????-?????????????? ????? «Seminar»

Главная   

Образовательно-научно-производственный портал «Рудана»

Учебники

Учебные пособия

автор: Олег Хоменко

Учебное пособие – книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных ее уровнях, так и для самостоятельного обучения. Учебники составляются с учетом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб. Развитие идеи учебника привело к созданию новых его форм, не имеющих воплощения в виде книги. Примером могут служить учебники на основе технологии HTML, вики-учебник, аудио-учебник и др.

 

Учебники, то есть учебные тексты, используемые для целенаправленного обучения, существуют с незапамятных времен; их история насчитывает несколько тысячелетий. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные дощечки. В античном мире было создано большое количество учебников, и традиция их написания сохранилась в средневековой Европе. Например, «Commentarium grammaticorum libri XVII» Присциана (V век) находил применение в XII–XIII веках, а учебник грамматики Доната (VI век) во Франции и Германии учили наизусть еще десять столетий спустя. В средние века в качестве учебников зачастую использовались тексты Священного Писания, в том числе Псалтырь и Часослов. Одним из первых учебников, приближённых к современному образцу, был «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Коменского, изданный в 1658 г. Именно этот великий педагог предложил рассматривать учебник в качестве инструмента массового образования.

 

Первый учебник в России (азбука) был напечатан Иваном Федоровым в 1574 г. Во второй половине XVII века лишь Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было доступно для разных слоев населения (буквари стоили, например, одну копейку). «Родное слово» К.Д. Ушинского, впервые вышедшее в свет в 1864 г., выдержало 146 изданий. В СССР содержанию образования, а, следовательно, и содержанию учебников, придавалось очень большое значение. Период с 1917 по 1933 г. можно назвать временем педагогических экспериментов. В эти годы в стране издавалось множество учебников с различными методическими и содержательными уклонами. Однако в 1934 г. ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли постановление об унификации учебной литературы, и всё многообразие учебников было сведено к единственному варианту по каждой учебной дисциплине. Процессом создания новых учебников занимались Министерство просвещения и Академия педагогических наук. Единственным издательством, имевшим право выпускать учебную литературу в РСФСР, был «Учпедгиз», впоследствии переименованный в «Просвещение». Каждый школьный учебник был рассчитан на эксплуатацию в течение 4–5 лет; учебники для вузов, вероятно, служили еще дольше. Единая система учебников действовала на всем пространстве Советского Союза; впрочем, для школ с неродным русским языком разрабатывались специальные учебники. Адаптированная литература выпускалась и для лиц с нарушениями здоровья.

 

С распадом СССР в начале 1990-х гг. в системе образования произошли существенные изменения. Было принято решение об отмене единой системы учебников; по каждому предмету для каждого уровня образования могло быть выпущено несколько версий. Демонополизация рынка учебного книгоиздания привела к появлению множества издательских домов, специализирующихся на образовательной литературе. Государство осуществляет контроль качества учебников. На основе экспертизы учебнику присваивается гриф «Рекомендовано» или «Допущено», и только в этом случае он может использоваться в школе или высшем учебном заведении. Учебники, имеющие гриф, составляют Федеральный перечень, который обновляется каждый год. До недавнего времени оценкой учебников занимался Федеральный экспертный совет (ФЭС); теперь эта функция частично передана Российской Академии Наук. Контролем качества учебников занимается также Департамент государственной политики в сфере образования.

 

В настоящее время в образовательной среде обсуждается вопрос об ограничении плюрализма школьных учебников: их стало слишком много, и учителям зачастую трудно выбрать подходящий вариант из десятка имеющихся. Выдвигаются предложения сократить число версий до трех (по каждому предмету, для каждого класса). Плюрализм или унификация учебников во много зависит от типа образовательной системы. Например, во Франции эта система централизована, как и в России, поэтому разнообразие учебников там не слишком велико. В США, напротив, система образования децентрализована, поэтому каждый штат выпускает свои учебники. Этим заведуют специальные департаменты в управлении штатом. В процесс создания учебников нередко вмешивается общественность (например, родители школьников или представители общественных движений – феминистических, экологических и пр.).

 


 

Буровзрывные работы

Аэрология и ветиляция

Геология

Горная графическая документация

Горные машины

Единые правила безопасности

Закладка и закладочные комплексы

Методы исследования и моделирования горных работ

Механика горных пород

Проведение и крепление горных выработок

Проектироваение горных предприятий

Процессы подземных горных работ

Рудничный транспорт

Горнорудные справочники

Стационарные машины

Технологии подземной разработки месторождений

Управление состоянием массивом и крепление горных выработок

 


 

Что? Где? Когда?

Сделать стартовой
Добавить в избранное
Поиск по порталу
Поиск по заглавиям, описаниям, ключевым словам страниц
Поиск по заглавиям, описаниям, ключевым словам и телу страниц
Новости

07.11.12
Пополнение библиотеки портала «Рудана»
Вышло из печати новое учебное пособие (Физико-химическая геотехнология / Н.М. Табаченко, А.Б. Владыко, О.Е. Хоменко, Д.В. Мальцев – Д.: НГУ, 2012. – 310 с.). Рецензентами выступили М.С. Четверик, доктор технических наук, старший научный сотрудник, профессор, заведующий отделом геомеханических основ разработки месторождений ИГТМ им. Н.С. Полякова НАН Украины и В.В. Цариковский, доктор технических наук, старший научный сотрудник, заведующий отделом подземных горных работ и геомеханики ГП «Научно-исследовательский горнорудный институт».


Аналитика

М.Н. Кононенко
Автоматизация проектирования паспортов буровзрывных работ
Раскрыты причины, сдерживающие широкое внедрение автоматизированного проектирования на горнодобывающих предприятиях многих стран мира. Выполнен анализ существующих методик по составлению паспортов буровзрывных работ для проведения подземных горных выработок. Проанализированы преимущества и недостатки широко используемых схем расположения шпуров, типов врубов и видов взрывчатых материалов. Разработан алгоритм расчета и программа автоматизированного составления паспортов буровзрывных работ, которая оптимизирует размещение шпуров и ускоряет процесс формирования проектной документации.

Ответы на Ваши вопросы
Будьте в курсе всех новинок портала
Подпишитесь на рассылку
E-mail:
  Подписаться
Сообщить о неточностях
на сайте

 

?????????? ??????? ????????

?????????????? ??????????
???????????? «?????? ???????»

Контактные лица по проекту:

Олег, e-mail: koordin@rudana.in.ua

Наталья, e-mail: romah-v@mail.ru

Page Rank Icon Rambler's Top100
Дизайн и поддержка: http://inter-biz.info/
Программирование: Пуляев Ю.А.