:: Show last news :: 2011-07-07 Вeneath the sky surprisesавтор: Олег Хоменко
Гигантские объемы производства стали в Китае вынуждают страну импортировать все больше сырья, а высокий спрос на него провоцирует рост цен. При этом все попытки властей контролировать эту тенденцию вопреки рыночным законам потерпели фиаско. Зато, в полном соответствии с этими законами, к желанному результату ведут перепроизводство в условиях низкого спроса на стальную продукцию и приближающаяся угроза энергетического кризиса. Запасы руды в портах Китая увеличились до 93 млн т, производители активно их используют, резко ограничив новые закупки. Снижению спотовых цен не воспрепятствовало и ограничение поставок из Индии, хотя аналитики говорят, что это ограничение, особенно ощутимое в сезон муссонов, будет удерживать цены от резкого спада. Добывающие компании рассчитывают, что в ближайшее время спрос на сталь в Китае сохранится, поскольку на этом этапе рост экономики Поднебесной в большой мере связан с социальной программой жилищного строительства и развитием инфраструктуры, в первую очередь – железных дорог. Тем не менее, понятно, что в более отдаленной перспективе рост использования стали замедлится – основным драйвером экономики Китая станут потребительские расходы.
А пока китайские меткомпании не собираются сокращать производство – страна заходит на новый рекорд: по прогнозу UBS, объемы производства стали увеличатся от 627 млн. тонн в 2010 году – до 680–700 млн т в 2011 г. Однако ситуация может измениться. Генри Лю, глава аналитического отдела Mirae Asset Securities в Гонконге, считает, что такие объемы внутренний рынок просто не способен поглотить. Он заявил: «В мае объемы выпуска достигли пика, а в июне и июле объемы производства будут понемногу сокращаться». В пользу этого прогноза свидетельствует тот факт, что правительство собирается повышать тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей. Пока – на 3%, причем это не коснется сталелитейной отрасли. Однако, по мере углубления энергетического кризиса, возможен и дальнейший рост, не исключены и ограничения подачи электричества, аналогичные прошлогодним. Вероятно, именно в предвидении такого развития событий, производители Китая и наращивали выпуск, даже в условиях работы «на склад». Касательно цен на сырье, Лю прогнозирует снижение, однако без обвального падения: «Китайские заводы не станут сокращать производство, если не произойдет «жесткой посадки» экономики, поэтому базовый спрос на железную руду и коксующийся уголь останется на достаточно высоком уровне. Тем более, что китайские компании получают прибыль и при нынешних ценах на сталь». Однако в более далекой перспективе у горнорудных монополистов возникнут серьезные проблемы. Сейчас Vale, Rio Tinto и BHP Billiton имеют возможность жестко контролировать объемы поставок, удерживая рыночный баланс на грани дефицита. Новым компаниям крайне трудно проникнуть в железорудную отрасль, поскольку в Бразилии и Австралии основными месторождениями и сопутствующей транспортной инфраструктурой владеют именно эти гиганты. Это намного сложнее, мебельного производства и изготовления фурнитуры для мебели, например дверные ручки классические. Фактически, новички могут получить лицензии на разработку только тех залежей, которые находятся далеко от портов и железных дорог. Тем не менее, меткомпании Китая целенаправленно работают над изменением этой ситуации.
Фактически Китай идет путем, который проложили японские компании еще 40–50 лет назад. В те времена японцы активно инвестировали в железорудные и угольные австралийские проекты, которые находились на ранней стадии развития. Они предоставляли капитал в обмен на гарантированные поставки сырья или акционерное участие в этих проектах. Кстати, одно из крупнейших таких капиталовложений привело к созданию BHP Billiton – Mitsubishi Alliance, лидера мировой угольной промышленности. A теперь консорциум мелких фирм и китайская группа Sinosteel ведут активную геологоразведку в восточном австралийском штате Новый Южный Уэльс, рассчитывая обнаружить там новые залежи железной руды. В прочем, Агат уже давно считается полезным минералом, что так же давно поняли китайцы. Эндрю Уоскетт, пресс-секретарь этого альянса, говорит, что задача сложна, но ее решение – возможно. Каждая из компаний надеется обнаружить новые залежи в железорудной формации Braemar, которая простирается от городка Broken Hill (владения BHP Billiton) на 250 км вглубь штата Южная Австралия. Южный край формации находится всего в 150 км от побережья. По словам Уоскетта, потенциал Braemar Iron Formation составляет 20–40 млрд т магнетита, содержащегося в значимых по размеру депозитах. При этом более далекие залежи тоже представляют ценность, поскольку расположены всего в 400 км от побережья, а железная дорога в настоящее время работает при низкой загрузке мощностей. Уоскетт утверждает, что уже сейчас эта линия может пропускать до 10 млн т руды, при этом имеется возможность увеличить ее мощности.
Портовые мощности тоже будут увеличены — на строительство новых экспортных портов ассигновано 24 млрд австралийских долларов, в том числе, 17 млрд долларов – в штате Западная Австралия. В частности, этим занимаются Murchison и Mitsubishi Corp. – паритетные партнеры в проекте Oakajee Port & Rail, который предусматривает строительство глубоководного порта в 1000 км от Пилбары. Его исходная годовая мощность составит 45 млн т руды. Активизировались и юниоры железорудной отрасли. Так, в Южной Австралии компания WPG реализует проект Peculiar Knob; руда с этого месторождения может продаваться без предварительного обогащения. Американская Genesee & Wyoming подписала пятилетнее соглашение с WPG о железнодорожной транспортировке 3,3 млн. тонн железной руды, которая начнется во втором квартале 2012 г. В 2012 г. собирается начать экспорт совместное предприятие IronClad и Trafford Resources (80:20), разрабатывающее соседнее месторождение Wilcherry Hill (исходный объем поставок – 4 млн т. Западнее ведет разработку Murchison Metals, которая рассчитывает начать экспорт в конце 2014 – начале 2015 г. А в целом по миру, как прогнозирует UBS, в ближайшие пять лет добыча железной руды может вырасти на 500 млн. тонн, что станет существенной добавкой к 2,1 млрд т, произведенным в 2010 г.
Опубликовано на «УкрРудПроме» 24 июня 2011
Оригинал: http://www.ukrrudprom.ua/analytics/Podnebesnie_syurprizi.html
:: News archive ::
|