EVENTS


education scientific production

COMPETITIONS


grants bonus reward prizes

program  exchanges trainings

studio internship summer school

PHOTOGALLERIES


scientific and educational

minin centers Ukraine

CONTACT  UC


consultant_ua

PROGRAMS

LINKS


:: Show last articles ::

International academic mobility of students

Л.А. Колесник

 

 


Явление академической мобильности, ставшее неотъемлемой чертой современного мира, исторически не новое, оно было характерно еще для средневековых университетов. Нынешний бурный рост академической мобильности является одним из проявлений процесса глобализации, которым охвачены практически все национальные системы образования, особенно уровень их высшего образования. Наряду с существенным ростом количества вузов на мировом рынке образовательных услуг усиливается конкурентная борьба вузов за студентов как внутри стран, так и на международной арене. В развитых странах на фоне снижения демографического потенциала возникает необходимость переориентации вузов на внешние рынки. Но к конкуренции за иностранных студентов все активнее приобщаются также и университеты менее развитых стран. Ведь рынок образовательных услуг сегодня является привлекательным как с позиций престижа, так и с позиций прибыли. Кроме того, в Европе международная академическая мобильность является одним из проявлений Болонского процесса, в который в 2005 г. присоединилась и Украина.

 

Все это, безусловно, актуализирует необходимость углубления анализа явлений, определяющих общемировую и европейскую ситуацию в сфере образования, исследований по выявлению места Украины в процессах экспорта и импорта образовательных услуг. Такой анализ позволит оптимальнее учитывать уже имеющийся (как положительный, так и отрицательный) опыт академической мобильности других стран; разработать такие стратегии и тактики развития национальной высшей школы, в результате реализации которых вхождение Украины в мировое образовательное пространство сопровождалось бы приобретениями, а не потерями для национальной высшей школы и украинского общества в целом.

 

Вопросы академической мобильности студентов давно привлекают внимание многих западных ученых. Так, Ф. Альтбах, Х. де Вит, Г. Лаурейс, Х. Риддер-Симоенс исследуют проблему типологизации и периодизации академической мобильности; М. ван дер Венди, Л. Вербик, Б. Вехтер, В. Ласановски, С. Маргинсон, Дж. Найт, Б. Ривза, Я. Садлак, В. Тайхлер изучают тенденции и перспективы развития академической мобильности в различных регионах мира; Б. Вехтер, С. Винсент-Ланкрин, Ф. Мюхе, Ф. Майнворм определяют мотивацию субъектов организации международной академической мобильности и стратегии рекрутирования иностранных студентов в вузы. Для украинских ученых проблемы академической мобильности студентов являются принципиально новым направлением исследований. Существующая литература по исследуемым вопросам имеет специфические особенности – в основном это статьи публицистического характера. Среди авторов публикаций научного характера следует выделить: В.А. Астахову, Л.Г. Сокурянская, А.И. Мокий.

 

В то же время, украинскими учеными мало внимания уделяется выявлению направлений и тенденций развития мирового рынка академической мобильности. Поэтому целью данной статьи стало выявление состояния, основных направлений и динамики международной академической мобильности студентов. Основным методом исследования был выбран сравнительный анализ статистических данных выводимых на планшет Украина. Для выявления состояния и динамики развития международной академической мобильности студентов использовались следующие показатели: количество иностранных студентов в мире, количество иностранных студентов в конкретных странах; доля иностранных студентов конкретной страны от всех иностранных студентов в мире, доля иностранных студентов от всех студентов конкретной страны; национальный состав иностранных студентов в стране-рецепиенте; количество студентов, обучающихся за рубежом по конкретной стране-донору, доля студентов, обучающихся за рубежом от всех студентов конкретной страны.

 

В течение последних 50 лет количество студентов, обучающихся за рубежом, увеличивалась в мире впечатляющими темпами. Так, только за 5 лет конца 50-х – начале 60-х гг. ХХ века этот показатель вырос в 3 раза – с 100 до 300 тыс. человек. С 1965 по 1975 гг. общемировое количество иностранных студентов возросло в 1,7 раза, достигнув 500 тыс. человек. В последующие десятилетия данный показатель неуклонно рос, достигнув 3,7 млн. человек в 2009 г. Всего же количество иностранных студентов в мире за последние 50 лет выросло более чем в 30 раз. В среднем за год количество иностранных студентов в мире увеличивалось на 10%. По нынешним прогнозам к 2020 г. масштаб международной мобильности студентов достигнет 5800000, а к 2025 г. – 8000000 человек.

 

Интересно, что по предварительным прогнозам на 2010 г. предусматривалось рост иностранных студентов в мире до 2,8 млн., но, как видно из таблицы 1, этот рубеж был преодолен еще в 2005 г. Отметим, что на современном этапе мировое пространство высшего образования в аспекте предоставления образовательных услуг иностранцам характеризуется высокой концентрацией. Основная доля международного образования приходится на несколько развитых стран Северной Америки и Западной Европы. Несмотря на то, что иностранные студенты обучаются в вузах более 140 стран, только 7 стран мира отмечаются наличием 100 тыс. и больее иностранных студентов. Больше половины (54%) всех иностранных студентов учится в четырех англоязычных странах: США, Великобритании, Австралии и Канады.

 

Бесспорным лидером по количеству иностранных студентов является США. Как и ряд других развитых стран, США разрабатывают собственные государственные программы по привлечению иностранных студентов и успешно реализуют их. В результате количество иностранных студентов здесь достигает 623,8 тыс. С отрывом примерно в 270 тыс. человек идет Великобритания. Третье место занимает Германия. Далее – Франция, Австралия и Япония. Позиции Китая в последнее время стремительно растут, и эта страна по количеству иностранных студентов вышла на 7-е место (110 тыс.). Далее с отрывом в 25 тыс. человек идет Россия и Канада. Следует отметить, что сейчас доля США в мировом рынке высшего образования, достигавшая в 1989 г. 33%, заметно сократилась. Такое сокращение объясняется как усилением визового режима при въезде в эту страну после трагических событий 11 сентября 2001 г., так и появлением новых конкурентов на мировом рынке образовательных услуг. Наименее привлекательным местом для обучения иностранных студентов остаются Латинская Америка и Восточная Европа. На Украину приходится не более 1% иностранного контингента студентов, в то время как в Беларуси этот показатель достигает 2,3%.

 

Важным показателем мирового рынка высшего образования является национальный состав студентов-иностранцев, обучающихся в основных странах-рецепиентах. В США основная доля в общем количестве иностранных студентов приходится на граждан из Индии, Китая, Южной Кореи, Японии, Тайваня, Канады, Мексики. В Англии лидируют студенты из Китая, Греции, США, Германии и Франции. В Германии наибольшее количество студентов из Турции, Китая, Польши, Болгарии, Марокко и России. Во Франции преобладают студенты из Китая и Северной Африки (Марокко, Алжир, Тунис и Сенегал); в Австралии – из Китая, Гонконга, Южной Кореи, Индонезии, Малайзии и Японии. В Украине сейчас учится рекордное за последние годы количество иностранных студентов – около 48 тыс. человек из 134 стран мира, в частности – 6 тысяч из Китая, 5,5 тыс. из Туркменистана, 4 тыс. из России, 3,5 тыс. из Индии. В Беларуси обучаются 10486 студентов из 84 стран мира, в частности из Туркменистана – 3408, из России – 2197, Китая – 1227, Азербайджана – 272, Украины – 196.

 

Иностранные студенты составляют высокий процент от общего количества студентов в таких странах, как Австралия (21,5%), Великобритания (15,3%), Австрия (15,1%), Швейцария (14,9%) и Новая Зеландия (14,6%). В США этот показатель достигает 3,9%, в Украине и Беларуси – 2,3%. По числу студентов, выезжающих на учебу в другие страны, лидирует азиатский регион. Почти половина мобильных студентов мира являются выходцами из этого региона. Далее с большим отрывом следуют страны Западной Европы. Затем страны Африки южнее Сахары, страны СНГ, арабские страны, Восточная Европа и Балканы, Латинская Америка, Северная Америка, Океания. В процентном сотношении показатель выездной мобильности студентов (доля студентов, обучающихся за рубежом от всех студентов конкретной страны) самый высокий в странах Африки южнее Сахары. Это объясняется тем, что в этих странах нет надлежащего количества учебных заведений, а существующие обеспечивают низкий уровень образования. В Джибути, Кабо Верде и Гвинеи-Бисау, например, количество студентов, обучающихся за границей, превышает количество тех, кто получает образование на родине. В свою очередь, Северная Америка характеризуется самым низким процентным показателем выездной мобильности. В США он составляет всего 0,2%.

 

Таким образом, данные анализа процессов мировой академической мобильности студентов позволяют говорить о росте мощности данного процесса и о неравномерном его характер – как по странам, которые направляют своих студентов на учебу за границу, так и по показателям приема на обучение иностранных студентов. Страны, раньше других начавши разрабатывать эффективную целенаправленную политику включения в международное образовательное пространство, получают преимущества, как в человеческом (социокультурный капитал), так и в политическом и экономическом измерениях.

 

В целом, по общим характеристикам развития академической мобильности можно выделить следующие группы стран.
1. Страны, ориентированные на экспорт образовательных услуг. Это развитые страны, имеющие высокий уровень входного мобильности вместе с низким уровнем выходной. К этой группе можно отнести США, Францию, Германию, Великобританию.
2. Страны, ориентированные на импорт образовательных услуг – большинство развивающихся стран, или с колониальным прошлым. В эту группу также входят Хорватия, Македония, Грузия, Молдова, Словакия и др., которые недавно стали суверенными государствами и испытывают дефицит высококвалифицированных специалистов.
3. Страны, ориентированные на импорт-экспорт образования (с разным уровнем проявления) – большинство неанглоязычных стран и некоторые развивающиеся страны с их устойчивыми культурами и традициями. К таким странам можно отнести и Украину вместе с западным, восточным, северным и южным соседями (Польша, Россия, Бєларусь, Турция). Пока названные страны имеют низкий уровень как входящей, так и исходящей академической мобильности. Они импортируют преимущественно англоязычные высококачественные образовательные продукты, предлагая определенные образовательные программы для молодежи из развивающихся стран и стран-соседей.

 

В завершение отметим, что наибольший уровень исходящей академическую мобильность сейчас демонстрирует молодежь из стран Африки, расположенных южнее Сахары. В то же время, молодежь стран Северной Америки предпочитает получать образование дома. США остается страной, принимающей на обучение наибольшее количество иностранных студентов. Однако, высокие темпы прироста контингента иностранных студентов сейчас демонстрируют такие страны как Великобритания, Франция, Германия, Австралия, Новая Зеландия, Канада. Наибольший потенциал иностранных студентов находится в Китае и Индии.

 

Таким образом, мировая академическая мобильность – закономерный процесс, имеющий свою историю и востребованность в современном глобализированном мире. Украина не может оставаться в стороне международной интеграции в сфере образования и уже занимает определенную нишу в этом процессе, имеет определенные достижения в развитии академической мобильности. Однако очевидно, что нынешняя украинская образовательная система имеет свои особенности и ей предстоит преодолеть еще большие трудности в ходе реализации намерений интегрироваться в мировое образовательное пространство. Например, для ведущих стран мира академическая мобильность – это источник финансовых доходов, получение качественного человеческого капитала, повышение имиджа страны, а развитие такой мобильности становится одним из приоритетов в осуществлении национальной государственной политики. Шаги Украины в направлении развития академической мобильности пока, преимущественно, являются стихийными и малоуправляемым со стороны государства. Если не будут своевременно приняты решительные политические и управленческие меры, то Украина вместо того, чтобы пользоваться преимуществами от объективного развития международной академической мобильности, получать финансовые вливания от экспорта образовательных услуг и наращивать интеллектуальный капитал, будет превращаться в периферию мирового рынка образовательных услуг, а способные студенты будут безвозвратно «вымываться» из украинской высшей школы.

автор: Олег Хоменко

:: Analitics archive ::

Make homepage
Add to favorits
Search portal
Search by site (speedly)
Search by site (slowely)
News

2024-01-27
Tableware wholesale
Just as a theater begins with a wardrobe, a cozy home begins with the kitchen. When choosing kitchen and tableware, we divide them into the following categories:
• Items for cooking,
• Helper tools and other necessary gadgets for working in the kitchen,
• Products for table setting,
• Current storage products.

Analitics

Microneedle RF in DnieperBeauty Laboratory
Microneedle RF in Dnieper
An effective rejuvenating procedure. It is performed on a special device through a puncture, through a special nozzle with insulated gold-plated needles. This is how radiofrequency pulses are applied to the skin, old collagen is destroyed and the process of formation of new collagen is started.

Frequently asked questions
Be well informed on all news of the portal
Subscribe on the news posting
E-mail:
  Sign up
Report about inexactness
on site