:: Показати останні записи ::
Напруж звивини Cистема финансирования высшей школы
Ю. Пихновская
Кризис подарил украинскому государству шанс выстроить эффективную систему финансирования высшей школы: поддерживать деньгами не вузы, а студентов.
Ученье в Украине становится не по карману. Около 550 тыс. студентов, по данным Министерства образования и науки, обучающихся по контракту, оказались не способны платить за обучение. Как результат, вузы лишаются дополнительного источника финансирования. На эту статью доходов приходится 20–25% поступлений у государственных вузов и 100% у частных. Вузы сокращают расходы, ищут дополнительные источники финансирования… и уповают на помощь государства. Коль без последней не обойтись, ее стоит увязать с качеством образовательных услуг: сосредоточившись на помощи нуждающимся студентам, а не самим вузам, государство сделает первый шаг в реформе высшего образования.
Без прикрас
В том, что вузы оказались в подобном положении, виноват не только экономический кризис, но и они сами. Согласно Закону «О высшем образовании», в государственных вузах бюджетников должно быть не менее 51% от общего числа студентов. Вуз также не имеет права увеличивать общее число студентов на потоке (так называемый лицензионный объем). Но в целом учебное заведение само вольно корректировать соотношение числа студентов, обучающихся за счет средств бюджета и по контракту.
Госзаказ в Украине на подготовку одного специалиста в украинском вузе составляет 9–11 тыс. грн. в год, что же касается контрактного обучения, в среднем год учебы в украинском вузе обойдется абитуриенту в 12–15 тыс. грн. Естественно, что университетам и институтам выгоднее набирать студентов на платную форму обучения, чем они и пользовались. К тому же, по словам Ярослава Болюбаша, директора департамента высшего образования МОН, в этом году некоторым государственным вузам по некоторым специальностям было позволено набирать до 100% контрактников. Они-то теперь и оказались в затруднительном положении.
У государственных вузов – смешанное финансирование, собранные с контрактников деньги государственный университет направляет в свой сведенный бюджет, который утверждается МОН. Поэтому зарплата преподавателей напрямую зависит от того, насколько аккуратны контрактники в оплате своей учебы, потому преподаватели иногда уходят из преподавательской работы в строительство, где арматура Киев или другой металлопрокат дает гораздо больше возможностей и высокую зарплату. Автоматически отчислить неплательщиков можно, но вот набрать на их место новых можно только лишь по результатам вступительных экзаменов, которые проводятся раз в год.
Из 2,8 млн украинских студентов доля контрактников достигает 1,6 млн чел. Учитывая, что средняя плата за обучение составляет 10 тыс. грн/год в регионах и 20 тыс. грн/год в столице, несложно подсчитать, что вузы в конце этого учебного года могут не досчитаться около 3–4,5 млрд грн. В наихудшем положении оказываются частные вузы, коих в Украине насчитывается 202 (государственных – 351).
Хитрить и лавировать
«Мы начали практиковать обучение в рассрочку, – говорит Лилия Калиберда, вице-президент по научно-методической работе Международного научно-технического университета им. академика Ю. Бугая (частный вуз). Если раньше студент должен был внести либо всю сумму, либо оплачивал обучение раз в полгода, то теперь он может осуществлять оплату помесячно, поквартально».
Частные вузы первыми пошли на подобные меры, однако государственные также прибегают к подобным схемам. «Студент может растянуть внесение всей суммы за обучение до начала сессии, – рассказывает Людмила Коновалова, начальник финансово-планового отдела Национального медицинского университета имени О.О. Богомольца. – Как правило, если существуют просроченные выплаты, мы начисляем пеню. Но в сложившихся условиях от этой практики мы отказались. Кроме того, к каждому такому случаю подходим индивидуально, анализируем, как можно пойти навстречу конкретному студенту».
Руководители вузов готовы пойти и на более радикальные меры, чтобы улучшить финансовое положение учебных заведений. Они договариваются с руководством банков о предоставлении их студентам образовательных кредитов (например, руководство Международного научно-технического университета им. академика Ю. Бугая ведет переговоры с Ощадбанком о предоставлении льготного кредита). Или же работают с частными компаниями, направляя туда на оплачиваемую стажировку студентов (такая практика используется в Киевском экономическом институте менеджмента). Руководители некоторых частных вузов готовы пойти даже на реструктуризацию долга студентов-контрактников. Их коллеги из государственных вузов о таком могут только мечтать.
«Мы разрешили своим студентам вносить помесячную оплату за обучение, а при последней проверке Счетной палатой получили замечание за то, что у нас «висит» 7 млн грн долга по контракту, – сетует Владимир Бугров, проректор по научно-педагогической работе КНУ имени Т. Шевченко. – А прописанного алгоритма для последующего погашения просроченных платежей не существует».
Правда, у государственных вузов есть еще один, вполне легальный способ улучшить собственное финансирование – увеличить поток иностранных студентов. На сегодняшний день в Украине обучаются 40 тыс. иностранцев, в будущем году эта цифра вырастет как минимум на 10%. «В нашем вузе из 16 тыс. студентов на иностранцев приходится более 2 тыс., – объясняет Сергей Иванов, проректор учебно-методической работы Национального авиационного университета. – Это позволяет нам минимизировать последствия кризиса. Определяя собственную антикризисную стратегию, мы решили не повышать цены на контрактное обучение для украинцев (в среднем 10–12 тыс. грн – прим. «ВД»), но увеличили оплату за обучение для иностранцев (до $4–5 тыс. – прим. «ВД»)». Однако палочкой-выручалочкой иностранные студенты могут стать лишь для специализированных вузов, готовящих специалистов по техническим специальностям. Такие специальности, как украинская филология, история или философия, у иностранцев популярностью не пользуются.
Отсечь все лишнее
Потому, как бы ни ухищрялись государственные вузы в поисках дополнительных источников финансирования, все они уповают на государственную помощь. И вот тут у государства есть все шансы увязать предоставление помощи вузам с реформой самой высшей школы. Доселе система госзаказа в Украине работала неэффективно, о чем «ВД» не раз писала на своих страницах. Вузам выгодно эту систему сохранить, о чем свидетельствуют их просьбы не столько выделить дополнительные средства, сколько облегчить финансовое бремя. «Сейчас как раз благодатное время для предоставления вузам автономии в решении своих организационных вопросов и путей привлечения средств, – полагает Олег Шаров, первый проректор Университета экономики и права «Крок» (частный вуз). – Это актуально для университетов всех форм собственности, ведь частным вузам не хватает административной автономии, а государственным – финансовой».
Вузы добиваются права самостоятельно определять статьи расходов, которые будут финансироваться от сдачи помещений в аренду или получения денег от контрактников, без утверждения в МОН. Также они желают получить возможность изменять образовательную программу, ныне она опять-таки утверждается в МОН. Однако на итоговой коллегии министерства министр образования Иван Вакарчук дал понять, что самостоятельности в принятии решений по финансированию государственным вузам пока не видать. «Возможности государственного бюджета ограничены, государственные и частные вузы по закону равны, и мы не можем себе позволить распылять средства, спасая все вузы», – убежден Ярослав Болюбаш. Поэтому, для государства важно увязать помощь вузам с качеством образовательных услуг.
Николай Фоменко, начальник отдела мониторинга высшего образования при МОН, уверен, что помочь государство должно только наиболее эффективным университетам. Вот только критерии эффективности в оценке работы вузов сегодня расплывчаты, составляемые МОН рейтинги вузов существенно отличаются от оценок независимых исследовательских центров, поэтому в таких условиях государству целесообразно помогать не столько вузам, сколько конкретным студентам.
Отчасти по такому пути пошли в России и Казахстане, где государственной поддержки удостаиваются лучшие на потоке студенты-контрактники. Украине следовало бы перенять подобный опыт. Для этого необходимо определить некий средний балл по результатам сессии, к примеру, выше 4,5. «Поощрение лучших студентов создаст дополнительную мотивацию для студентов, – уверен Владимир Никитин, эксперт по образовательной и научной политике Международного центра перспективных исследований. – В этом случае каждый студент будет стремиться к улучшению своих показателей. Для государства же в будущем это может перерасти в более прозрачную схему финансирования высшего образования в целом».
Вместо этого в МОН рассматривают в качестве спасения вузов расширение программы государственных образовательных кредитов. Эта программа лишь законсервирует нынешнюю систему финансирования вузов, ибо деньги получает не студент, а вуз. Он-то и предлагает студенту поучиться в кредит на своих условиях, и успеваемость студента в них не фигурирует.
Применение на практике принципа «деньги ходят за студентом» способно помочь вузам выжить в кризисное время, а МОН – начать реформу финансирования высшего образования. В кризисное время недостатки системы подготовки специалистов в высшей школе проявляются наиболее четко, оттого и скорректировать их легче. Помогая лучшим, МОН убивает двух зайцев. Дает добросовестным студентам стимул хорошо учиться, предоставляя финансовые послабления в оплате учебы. И стимулирует университеты избавляться от тех, чье пребывание в вузе ставится под вопрос результатами сессии. В будущем такая модель финансирования вполне может стать основополагающей: по госзаказу будут учиться лишь лучшие студенты, остальным будет предложен контракт.
автор: Олег Хоменко
Опубликовано во всеукраинском деловом еженедельнике «Власть денег», апрель 2009
Оригинал: http://www.vd.net.ua/rubrics-4/13707/
:: Архів аналітик ::
|