ПОДІЇ


освітні наукові виробничі

КОНКУРСИ


гранти стипендії премії нагороди

призи програми обміни студії

тренінги  стажуванння літні школи

ФОТОГАЛЕРЕЇ


науково-освітні та гірничовидобувні

центри України

КОНТАКТИ


consultant_ua

ПРОГРАМИ

ПОСИЛАННЯ


:: Показати останні записи ::

Напруж звивини

 Cистема финансирования высшей школы

Ю. Пихновская

 

Кризис подарил украинскому государству шанс выстроить эффективную систему финансирования высшей школы: поддерживать деньгами не вузы, а студентов.

 

 Напряги извилину - победишь кризис!

 

Ученье в Украине становится не по карману. Около 550 тыс. студентов, по данным Министерства образования и науки, обучающихся по контракту, оказались не способны платить за обучение. Как результат, вузы лишаются дополнительного источника финансирования. На эту статью доходов приходится 20–25% поступлений у государственных вузов и 100% у частных. Вузы сокращают расходы, ищут дополнительные источники финансирования… и уповают на помощь государства. Коль без последней не обойтись, ее стоит увязать с качеством образовательных услуг: сосредоточившись на помощи нуждающимся студентам, а не самим вузам, государство сделает первый шаг в реформе высшего образования.

Без прикрас

В том, что вузы оказались в подобном положении, виноват не только экономический кризис, но и они сами. Согласно Закону «О высшем образовании», в государственных вузах бюджетников должно быть не менее 51% от общего числа студентов. Вуз также не имеет права увеличивать общее число студентов на потоке (так называемый лицензионный объем). Но в целом учебное заведение само вольно корректировать соотношение числа студентов, обучающихся за счет средств бюджета и по контракту.

 

Госзаказ в Украине на подготовку одного специалиста в украинском вузе составляет 9–11 тыс. грн. в год, что же касается контрактного обучения, в среднем год учебы в украинском вузе обойдется абитуриенту в 12–15 тыс. грн. Естественно, что университетам и институтам выгоднее набирать студентов на платную форму обучения, чем они и пользовались. К тому же, по словам Ярослава Болюбаша, директора департамента высшего образования МОН, в этом году некоторым государственным вузам по некоторым специальностям было позволено набирать до 100% контрактников. Они-то теперь и оказались в затруднительном положении.

 

У государственных вузов – смешанное финансирование, собранные с контрактников деньги государственный университет направляет в свой сведенный бюджет, который утверждается МОН. Поэтому зарплата преподавателей напрямую зависит от того, насколько аккуратны контрактники в оплате своей учебы, потому преподаватели иногда уходят из преподавательской работы в строительство, где арматура Киев или другой металлопрокат дает гораздо больше возможностей и высокую зарплату. Автоматически отчислить неплательщиков можно, но вот набрать на их место новых можно только лишь по результатам вступительных экзаменов, которые проводятся раз в год.

 

Из 2,8 млн украинских студентов доля контрактников достигает 1,6 млн чел. Учитывая, что средняя плата за обучение составляет 10 тыс. грн/год в регионах и 20 тыс. грн/год в столице, несложно подсчитать, что вузы в конце этого учебного года могут не досчитаться около 3–4,5 млрд грн. В наихудшем положении оказываются частные вузы, коих в Украине насчитывается 202 (государственных – 351).

Хитрить и лавировать

 

«Мы начали практиковать обучение в рассрочку, – говорит Лилия Калиберда, вице-президент по научно-методической работе Международного научно-технического университета им. академика Ю. Бугая (частный вуз). Если раньше студент должен был внести либо всю сумму, либо оплачивал обучение раз в полгода, то теперь он может осуществлять оплату помесячно, поквартально».

 

Частные вузы первыми пошли на подобные меры, однако государственные также прибегают к подобным схемам. «Студент может растянуть внесение всей суммы за обучение до начала сессии, – рассказывает Людмила Коновалова, начальник финансово-планового отдела Национального медицинского университета имени О.О. Богомольца. – Как правило, если существуют просроченные выплаты, мы начисляем пеню. Но в сложившихся условиях от этой практики мы отказались. Кроме того, к каждому такому случаю подходим индивидуально, анализируем, как можно пойти навстречу конкретному студенту».

 

Руководители вузов готовы пойти и на более радикальные меры, чтобы улучшить финансовое положение учебных заведений. Они договариваются с руководством банков о предоставлении их студентам образовательных кредитов (например, руководство Международного научно-технического университета им. академика Ю. Бугая ведет переговоры с Ощадбанком о предоставлении льготного кредита). Или же работают с частными компаниями, направляя туда на оплачиваемую стажировку студентов (такая практика используется в Киевском экономическом институте менеджмента). Руководители некоторых частных вузов готовы пойти даже на реструктуризацию долга студентов-контрактников. Их коллеги из государственных вузов о таком могут только мечтать.

 

«Мы разрешили своим студентам вносить помесячную оплату за обучение, а при последней проверке Счетной палатой получили замечание за то, что у нас «висит» 7 млн грн долга по контракту, – сетует Владимир Бугров, проректор по научно-педагогической работе КНУ имени Т. Шевченко. – А прописанного алгоритма для последующего погашения просроченных платежей не существует».

 

Правда, у государственных вузов есть еще один, вполне легальный способ улучшить собственное финансирование – увеличить поток иностранных студентов. На сегодняшний день в Украине обучаются 40 тыс. иностранцев, в будущем году эта цифра вырастет как минимум на 10%. «В нашем вузе из 16 тыс. студентов на иностранцев приходится более 2 тыс., – объясняет Сергей Иванов, проректор учебно-методической работы Национального авиационного университета. – Это позволяет нам минимизировать последствия кризиса. Определяя собственную антикризисную стратегию, мы решили не повышать цены на контрактное обучение для украинцев (в среднем 10–12 тыс. грн – прим. «ВД»), но увеличили оплату за обучение для иностранцев (до $4–5 тыс. – прим. «ВД»)». Однако палочкой-выручалочкой иностранные студенты могут стать лишь для специализированных вузов, готовящих специалистов по техническим специальностям. Такие специальности, как украинская филология, история или философия, у иностранцев популярностью не пользуются.

 

Отсечь все лишнее

 

Потому, как бы ни ухищрялись государственные вузы в поисках дополнительных источников финансирования, все они уповают на государственную помощь. И вот тут у государства есть все шансы увязать предоставление помощи вузам с реформой самой высшей школы. Доселе система госзаказа в Украине работала неэффективно, о чем «ВД» не раз писала на своих страницах. Вузам выгодно эту систему сохранить, о чем свидетельствуют их просьбы не столько выделить дополнительные средства, сколько облегчить финансовое бремя. «Сейчас как раз благодатное время для предоставления вузам автономии в решении своих организационных вопросов и путей привлечения средств, – полагает Олег Шаров, первый проректор Университета экономики и права «Крок» (частный вуз). – Это актуально для университетов всех форм собственности, ведь частным вузам не хватает административной автономии, а государственным – финансовой».

 

Вузы добиваются права самостоятельно определять статьи расходов, которые будут финансироваться от сдачи помещений в аренду или получения денег от контрактников, без утверждения в МОН. Также они желают получить возможность изменять образовательную программу, ныне она опять-таки утверждается в МОН. Однако на итоговой коллегии министерства министр образования Иван Вакарчук дал понять, что самостоятельности в принятии решений по финансированию государственным вузам пока не видать. «Возможности государственного бюджета ограничены, государственные и частные вузы по закону равны, и мы не можем себе позволить распылять средства, спасая все вузы», – убежден Ярослав Болюбаш. Поэтому, для государства важно увязать помощь вузам с качеством образовательных услуг.

 

Николай Фоменко, начальник отдела мониторинга высшего образования при МОН, уверен, что помочь государство должно только наиболее эффективным университетам. Вот только критерии эффективности в оценке работы вузов сегодня расплывчаты, составляемые МОН рейтинги вузов существенно отличаются от оценок независимых исследовательских центров, поэтому в таких условиях государству целесообразно помогать не столько вузам, сколько конкретным студентам.

 

Отчасти по такому пути пошли в России и Казахстане, где государственной поддержки удостаиваются лучшие на потоке студенты-контрактники. Украине следовало бы перенять подобный опыт. Для этого необходимо определить некий средний балл по результатам сессии, к примеру, выше 4,5. «Поощрение лучших студентов создаст дополнительную мотивацию для студентов, – уверен Владимир Никитин, эксперт по образовательной и научной политике Международного центра перспективных исследований. – В этом случае каждый студент будет стремиться к улучшению своих показателей. Для государства же в будущем это может перерасти в более прозрачную схему финансирования высшего образования в целом».

 

Вместо этого в МОН рассматривают в качестве спасения вузов расширение программы государственных образовательных кредитов. Эта программа лишь законсервирует нынешнюю систему финансирования вузов, ибо деньги получает не студент, а вуз. Он-то и предлагает студенту поучиться в кредит на своих условиях, и успеваемость студента в них не фигурирует.
Применение на практике принципа «деньги ходят за студентом» способно помочь вузам выжить в кризисное время, а МОН – начать реформу финансирования высшего образования. В кризисное время недостатки системы подготовки специалистов в высшей школе проявляются наиболее четко, оттого и скорректировать их легче. Помогая лучшим, МОН убивает двух зайцев. Дает добросовестным студентам стимул хорошо учиться, предоставляя финансовые послабления в оплате учебы. И стимулирует университеты избавляться от тех, чье пребывание в вузе ставится под вопрос результатами сессии. В будущем такая модель финансирования вполне может стать основополагающей: по госзаказу будут учиться лишь лучшие студенты, остальным будет предложен контракт.

автор: Олег Хоменко

 Опубликовано во всеукраинском деловом еженедельнике «Власть денег», апрель 2009
Оригинал: http://www.vd.net.ua/rubrics-4/13707/

 

:: Архів аналітик ::

Зробити стартовою
Долучити до закладок
Пошук по порталу
Пошук по заголовках, описах, ключових словах сторінок
Пошук по заголовках, описах, ключових словах і тілу сторінок
Новини

2023-12-02
Вага сучасних військових бронежилетів
Вага сучасних військових бронежилетів може суттєво відрізнятися, як і їхня вартість, залежно від кількох факторів. Вага бронежилета, що використовується військовослужбовцями, коливається від 9 до 25 кг залежно від конкретної моделі та мети його використання.

Аналітика

Зробимо замовлення з вишивки на одязі і на футболкахГолд Нідл
Зробимо замовлення з вишивки на одязі і на футболках
Вишиваємо на футболках та іншому одязі логотипи, шеврони, тризуб, товарні знаки тощо. Процес вишивки на тканині, шкірі та хутрі максимально комп'ютеризований. Машина вишивальна забезпечує швидке та якісне нанесення потрібного малюнка на поверхню. Є програмування різних малюнків, намальованих у спеціальних програмах із зазначенням кольору нитки. Що дає змогу вишивати ексклюзивні малюнки.

Відповіді на Ваші питання
Будьте в курсі всіх новинок порталу
Підпишіться на розсилання
E-mail:
  Підписатись
Повідомити про помилки
на сайті