Главная | Новости | Аналитика | Служба поддержки | Контакты | О нас

ПАРТНЕРЫ Научно-исследовательские институты Горнодобывающие предприятия Вестник одаренной молодежи Вестник НГУ Студент НГУ Бабец Ю.Н. Учебные заведения Общественные организации СОТРУДНИЧЕСТВО Информационное Учебники Методички Журналы Исследовательское Школа подземной разработки Региональные Подбор методов исследования Сбор промышленных данных Издание совместных публикаций Уран Обзор научных источников Авторефераты

СОБЫТИЯ


образовательные

научные производственные

КОНКУРСЫ


гранты стипендии премии награды

призы программы обмены студии

тренинги стажировки летние школы

ФОТОГАЛЕРЕИ


научно-образовательные и горнодобывающие центры Украины

КОНТАКТЫ


koordinator_rudana
analitik_rudana
tehnolog_rudana
consultant_ua
gemmolog_rudana
innovacii_rudana
filolog_rudana
secretar_rudana


ПРОГРАММЫ

ССЫЛКИ


??????-??????????????? ????? «???????????? ?????????????? ??????: ????????, ???????, ?????»

Главная   

Образовательно-научно-производственный портал «Рудана»

Возникновение горного дела в истории цивилизации

О.Е. Хоменко, В.Ф. Лавриненко

автор: Олег Хоменко

Горняки основывали все цивилизации на Земле

 

Горное дело находится у истоков всех цивилизаций, которые оставили след на нашей планете. Рудники каменного, медного, бронзового и железного веков археологи обнаружены по всему миру. Шахты по добыче кремния эпохи нижнего и верхнего палеолитов, неолита обнаружили в Белоруссии, Грузии, Узбекистане, Польше, Чехословакии, Англии, Франции, Бельгии, Венгрии и многих других странах. В древние времена добыча кремня в ямах, штольнях и шахтах сопровождалась четким представлением о проявлении горного давления и о мерах снижения его вредного воздействия. Выработки кремнедобывающих шахт эпохи неолита имели сводообразную форму кровли. Повышение устойчивости выработок осуществляли разделением их породными целиками и не проводили друг над другом.

 

Все первоначальные знания возникли из практических задач, связанных с земледелием, добычей камня для строительства культовых сооружений и т.д. Например, для определения сроков посева требовались знания по астрономии, что предопределило развитие математики. Считается, что развивали науку в этот период жрецы, поскольку они владели средствами письменности и исчисления. Сведения о науке того периода очень скудны, однако известно, то она пользовалась авторитетом у последующих цивилизаций, начиная с древней Греции.

 

В Мессопотамии, Индии, Египте и других странах добыча золота, серебра, алмазов, рубина, сапфира велась уже в X–V веках до нашей эры. На Армянском нагорье, Горной Раче и Горной Абхазии благородные металлы добывали в середине II–I тысячелетий до нашей эры. Аристотель описал способы добычи железной руды и выплавки железа в доантичной Колхиде еще в IX веке до нашей эры.

 

Потребность людей в солях, металлах, металлургическом топливе, химическом сырье способствовала вовлечению в разработку месторождений различных полезных ископаемых. В Европе разработку соляных месторождений Зальцбурга и Австро-Венгрии начали в 829 г. Уже в 833 г. аббат Корвей получает от короля Людовика разрешение на добычу соли во Франции. В 948 г. правительство Чешско-Славянское организует первую артель горнорабочих из безработного люда.


В 1000 г. начали разрабатываться медные сланцы в Германии. Первые разведочные работы по угольным месторождениям начаты в 1006 г. в окрестностях Англии, а промышленная разработка углей в районе Ньюкастля началась только в 1183 г. Соль в Германии разрабатывал в 1106–1125 гг. католический монастырь, а 1171 г. вблизи города Фрайберга найдены месторождения свинцово-цинковых руд.

 

Разработка в Бельгии крупных залежей угля началась в 1198 г. вблизи города Льежа. В 1200 г. был изобретен горный компас – буссоль, позволяющий проводить точное заложение подземных горных выработок относительно земной поверхности. Одно из первых горных законодательств, по которому производились добыча полезных ископаемых, принято в 1300 г. и признано одним из опаснейших направлений деятельности человека. Начиная с 1321 г., началась эксплуатация угольного месторождения вблизи деревни Ролл-ла-Мольф во Франции. Первая корпорация рудокопов, занятых на разработке железных руд, возникла в 1433 г. в Штирии вблизи города Предгорье.

 

В летописях Московского государства, дотированных 1482 г., описано обращение князя Ивана III к венгерскому королю Матвею Корвину с просьбой прислать в Россию горных мастеров. По причине невыполнения просьбы Иван III вторично обращается в 1490 г. в Венгрию и получает венгерских штейгеров, которые впоследствии обучают русичей горному делу. В 1695 г. Царь Петр I получил первые сведения от Черкесских казаков об угле Донбасса. Геологическую разведку угольных месторождений вблизи Северного Донца произвел в 1723 г. английский штейгер Никсон. Горный промысел на Памире и Урале начал развиваться в IX–XII веках нашей эры.

 

Глубокие знания и высокое искусство древних горняков отображены в памятниках материальной культуры, которые были высечены в XI–IX веках до нашей эры. Среднеазиатский рудник Кочбулак, работы на котором велись с X–XI до XI–XII веков. На руднике Кочбулак сохранился ряд шахт глубиной более 100 м, подготовительные выработки и очистные камеры. Рудокопы и строители подземных городов, как это подтверждает изучение исторических памятников, хорошо знали физико-механические свойства пород, умели оценивать их устойчивость и фактор воздействия на них времени. Поэтому проведенные подземные выработки и сооружения бытового назначения устояли в течение многих веков и сохранились до наших дней.

 

С увеличением глубины разработок участились отслоения и обвалы пород в древних шахтах, уносившие человеческие жизни. Объяснить причины этих явлений люди были не в состоянии. Они верили, что в массиве существуют таинственные силы, подстерегающие человека и вызывающие в роковой момент обрушение пород. По этой причине многие рудники имели названия, отражающие опасность работы в них. Так в Средней Азии известен рудник «Кон-и-Гут» – «Рудник погибели». Его шахты, переходы и камеры, соединенные древними лестницами, – это уникальные подземное сооружение в известняках хребта Майдан-Тау, сохранившиеся в Фергане.

 

Длительный период в истории развития горного дела по оценке устойчивости подземных пустот и добычи полезных ископаемых решались на основе накопленного рудокопами опыта, который основывался на визуальных наблюдениях за поведением горных пород и интуиции. Из опыта были получены знания о устойчивости и прочности горных пород и допустимых пролетах их обнажения, об сводообразном обрушении массива в кровле выработок и многом другом. Это подтверждает известный порядок, принятый в прикладных науках, в котором опыт всегда опережал познание.

 

Что? Где? Когда?

СТРАХ  ПЕРЕД  СМЕРТЬЮ  ЗАСТАВИЛ  ГОРНЯКОВ  ИЗУЧАТЬ  СВОЙСТВА  ГОРНЫХ  ПОРОД

Сделать стартовой
Добавить в избранное
Поиск по порталу
Поиск по заглавиям, описаниям, ключевым словам страниц
Поиск по заглавиям, описаниям, ключевым словам и телу страниц
Новости

07.11.12
Пополнение библиотеки портала «Рудана»
Вышло из печати новое учебное пособие (Физико-химическая геотехнология / Н.М. Табаченко, А.Б. Владыко, О.Е. Хоменко, Д.В. Мальцев – Д.: НГУ, 2012. – 310 с.). Рецензентами выступили М.С. Четверик, доктор технических наук, старший научный сотрудник, профессор, заведующий отделом геомеханических основ разработки месторождений ИГТМ им. Н.С. Полякова НАН Украины и В.В. Цариковский, доктор технических наук, старший научный сотрудник, заведующий отделом подземных горных работ и геомеханики ГП «Научно-исследовательский горнорудный институт».


Аналитика

Г.Г. Пивняк
Алгоритм подготовки специалистов по горному делу
Закон Украины «О высшем образовании» регламентирует разнообразные траектории поэтапной подготовки специалистов с высшим образованием, в том числе обучение по сокращенным сроком на базе образовательно-квалификационного уровня младший специалист. Выпускники высшего учебного заведения первого уровня аккредитации, которые получают образование по образовательно-квалификационному уровню младший специалист, имеют право продолжить обучение по образовательно-квалификационному уровню бакалавр родственного направления подготовки в высших учебных заведениях III-IV уровней аккредитации за интегрированными учебными планами. Основное требование к интегрированным учебным планам – обеспечение качества подготовки специалистов согласно с государственными образовательными стандартами.

Ответы на Ваши вопросы
Будьте в курсе всех новинок портала
Подпишитесь на рассылку
E-mail:
  Подписаться
Сообщить о неточностях
на сайте

??????? ??????????? ??????? «??????»

?????????????-?????????????? ????? «Seminar»

?????????? ??????? ????????

Контактные лица по проекту:

Олег, e-mail: koordin@rudana.in.ua

Наталья, e-mail: romah-v@mail.ru

Page Rank Icon Rambler's Top100
Дизайн и поддержка: http://inter-biz.info/
Программирование: Пуляев Ю.А.